Развитие туризма в России

Главная » О туризме » Развитие туризма в России
Развитие туризма в России

Современный туристический бизнес – это весьма динамичная и доходная отрасль, для которой характерен высокий потенциал. Российская Федерация – это страна с колоссальными запасами природных ресурсов. Культурно-исторический потенциал нашей страны поощряет развитие всевозможных разновидностей внутреннего туризма.

Хотя данная отрасль и поддерживается государством, ее с трудом можно назвать развитой в условиях всевозрастающего спроса на услуги, имеющие отношение к туризму.

Пожалуй, периодом развития туристического бизнеса можно назвать промежуток между 2002 и 2005 годами, характеризовавшийся высоким спросом на рынке туристских услуг, связанный с преодолением различных кризисных факторов в отечественной экономике, а также в повышении уровня жизни народа.

При условиях сравнительно незначительного повышения доходов, которыми реально располагает население, наблюдалось увеличение доли услуг туристического характера, которые эластичны по доходам. Также происходил постепенный рост внешнеторгового оборота данных услуг, что замедляло оборот цен и увеличивало инвестирование в такой сектор экономики, как туризм. Если говорить о ситуации в целом, то можно прийти к выводу, что направление турбизнеса имело своей ориентацией выездной сектор.

Можно было предугадать, что рекреационные зоны не будут привлекать к себе должного внимания, ведь, во-первых, отсутствует полноценная современная структура развлечений и оздоровления, во-вторых, цены довольно высоки, и, в-третьих, всевозможные туристические программы, как и, собственно, гиды, недостаточно «раскручены».

Именно на указанный выше период пришлось завершение процесса перераспределения коллективной собственности. После 2002 года внимание переключилось на объекты частной собственности.

Дорогостоящие отели и пансионаты развивались, находясь в совместной собственности России и других стран. В тот же период происходит развитие маркетинговых услуг и успешное продвижение товара на рынок.

Период с 2005 по 2007 годы характеризуется своего рода насыщением потребительского спроса в сфере туристических услуг. Тем не менее, по-прежнему довольно высока доля выездных туров, и это является прямым свидетельством того, что для российского туриста более привлекательными остаются зарубежные туры, а среди иностранных граждан российские туристические зоны все еще недостаточно популярны.

Уровень стоимости многих программ, касающихся туризма на внутренних направлениях, сравнялся и даже несколько превысил подобные предложения, относящиеся к внешним направлениям. Как полагается, это тот самый фактор, который сдерживает развитие туристического бизнеса внутри страны и, в сравнении с международным туризмом, делает его неконкурентоспособным. Важной задачей представляется разработка эффективнейшей ценовой политики.

Приведем некоторые данные для удобства сравнения.

Итак, в июле 2008 года ситуация на рынке услуг туристического характера была следующая: средняя стоимость тура на турецкий курорт (8 дней/7 ночей) равнялась 15918 рублям. Тур в Испанию на тех же условиях стоил 23 786 рублей. К 2013 году средняя цена путевки в Испанию увеличилась на 35%, в Турцию — на 15%, в российский санаторий – вдвое. 200-250 евро – это средняя стоимость дня пребывания в условиях полного пансиона, включающего экскурсионную программу и проживание в отеле категорией от трех до четырех «звезд».

Уже многие годы наблюдается такая негативная тенденция, как увеличение цен. Объясняется это стремлением турфирм к максимизации потенциального дохода: без учета платежеспособного спроса, но при переоценке собственных возможностей.

Еще один фактор сдерживания роста туристических потоков – это острейшая нехватка недорогих гостиниц и диспропорции, характерные для процесса развития коллективных средств размещения относительно экономических регионов Российской Федерации.

Безусловно, в последнее время в Российской Федерации и, в частности, в Санкт-Петербурге и Москве возросли темпы гостиничного строительства. Однако в большинстве своем преобладает строительство дорогих по стоимости пансионатов и гостиниц, при этом заполняемость наиболее высока среди всех сегментов. В то же время даже высшие категории российских гостиниц не могут отвечать международным стандартам обслуживания гостей.

Одна из важнейших тенденций, присущих российскому туристическому бизнесу, это процесс объединения, в первую очередь, авиаперевозчиков и туристических организаторов. Происходит постепенное сокращение количества независимых турфирм и увеличение темпов роста туристических сетей. 3-5 компаний осуществляют работу на каждом направлении и контролируют до 50% рынка. Появившиеся недавно «чартерные пулы» способствуют объединению нескольких туроператоров в одну программу.

Как бы то ни было, туристический бизнес остается для Российской Федерации желательным направлением для развития, если брать во внимание рекреационные ресурсы, которыми обладает наша страна. Туризм мог бы стать доходной статьей в государственном бюджете. Поэтому следует проводить тщательную работу в отношении ценовой политики, усовершенствования сервисного, гостиничного обслуживания, разработки отелей, программ культурно-оздоровительного характера и отзывов туристов.

Комментарии

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.